antidotru (antidotru) wrote,
antidotru
antidotru

Альтернативное топливо

По мере роста нефтяных цен все более напряженным становится поиск альтернативных видов топлива для автомобилей. Передовые страны соревнуются в совершенствовании электромобилей, все сильнее разбавляют бензин биоэтанолом, разрабатывают водородные двигатели. Россия тем временем продолжает сжигать в факелах самое доступное в наших условиях альтернативное топливо — попутный нефтяной газ (ПНГ).

Правда, в последние годы под давлением со стороны государства энергетические компании значительно уменьшили процент сжигания газа. В 2009 г. правительство предписало всем нефтедобытчикам довести долю использования ПНГ до 95% к 1 января 2012 года. Впрочем, по оценкам Минприроды, на такой уровень удастся выйти лишь к 2015 г., а пока сжигается порядка 18% попутного газа. Хотя нарушителям грозят штрафные санкции.

 

Кстати, прецеденты таких штрафов уже есть. Например, весной «Ваньеганнефть», работающая в Ханты-Мансийском автономном округе, была оштрафована на 600 тыс. руб. за нарушения при утилизации ПНГ. Природоохранная прокуратура установила, что в прошлом году компания использовала лишь 78,5% ПНГ при установленных в лицензионном соглашении 95%, а остальное — сожгла.

Так что нефтяники вынуждены тушить факелы и находить хозяйственное применение ПНГ. Его используют для получения электричества и тепла, закачивают в нефтяные пласты для повышения давления или перерабатывают в пропано-бутановую смесь, которая используется в качестве автомобильного топлива. На международной конференции «Рациональное использование ПНГ. Энергоэффективность в ТЭК», состоявшейся в апреле в Салехарде, директор департамента экономики и финансов Минприроды Григорий Выгон сообщил, что инвестиции нефтяных компаний в эффективное использование попутного газа в 2010–2015 гг. достигнут 300 млрд руб. и составят порядка 10% от суммарных инвестиций в добычу нефти. Например, «Газпром» объявил о намерении направить на развитие программы утилизации ПНГ 24 млрд руб. в связи с растущими объемами добычи этого ископаемого (в ближайшие годы только на ямальских месторождениях «Газпрома» добыча попутного нефтяного газа увеличится с 2 млрд до 6 млрд кубометров в год). При этом представители концерна подчеркнули низкую экономическую эффективность этой программы.

Вообще, была бы их воля, нефтяники по-прежнему сжигали бы основную часть попутного газа. Почему? Потому что утилизировать его с большей пользой, чем просто нагревание атмосферы, невыгодно. Чтобы ПНГ попал туда, где его можно переработать, его приходится транспортировать на большие расстояния. А газопроводы у нас, как правило, не пустуют. Эту проблему правительство хочет решить, обязав газотранспортные компании пускать ПНГ в трубы «без очереди». Но те не всегда готовы это делать. Другим вариантом решения является строительство перерабатывающих мощностей в непосредственной близости от месторождений. Однако энергетики опасаются, что такие проекты не окупятся: сначала на рынке возникнет переизбыток продуктов газопереработки, а затем ПНГ на месторождении иссякнет, и построенные мощности окажутся ненужными.

Серьезно заинтересовать нефтяников в переработке ПНГ может активная газификация автопарка. Вообще, на газе автомобили ездят давно — с 30-х годов прошлого века. Но более-менее заметной доля таких машин стала в последние десятилетия, на фоне участившихся нефтяных кризисов. А в XXI в. традиционных лидеров «автогазовой» индустрии — Италию, США и Россию — обогнали Китай, Индия, Бразилия, Иран и даже Пакистан. Всего в настоящее время в мире насчитывается порядка 27 млн машин, работающих на газе или оборудованных газобаллонной установкой. Впрочем, Европа еще может взять реванш: согласно рекомендациям ЕЭК ООН, к 2020 г. 10% европейских авто (23,5 млн) должны работать на газе. Эксперты прогнозируют, что к 2030 г. общее число таких машин в мире превысит 100 млн штук.

Сейчас основная часть «газомобилей» (более 15 млн) использует пропан-бутан, а остальные работают на сжатом метане. Доля последних постепенно увеличивается, что объясняется большей энергетической эффективностью метана и, соответственно, большей экономией его использования, а также лучшими экологическими характеристиками. Годовой оборот пропан-бутана составляет 34 млн тонн условного топлива, а метана — 23 млн тонн и растет опережающими темпами. Однако и у пропан-бутана есть несомненное преимущество: под него можно «заточить» практически любой автомобиль, установив оборудование стоимостью в несколько сотен долларов. Метановое оборудование более требовательно и стоит уже несколько тысяч. Ну, а другим достоинством пропан-бутана применительно к нашей стране является наличие больших запасов ПНГ, который служит сырьем для его получения.

К сожалению, до последнего времени российский автопром не мог похвастаться серийными «газомобилями». Только в прошлом году Горьковский автозавод наладил производство газобаллонных «ГАЗелей»: их было выпущено около тысячи двухсот, и в этом году предполагается выпустить около 4 тысяч. «КамАЗ» стал первой российской компанией, разработавшей газовый двигатель, а «АвтоВАЗ» недавно представил публике бензиново-метановую «Лада Приора — CNG». В общем, газ потихоньку проникает даже в наш консервативный автопром, а значит, за газомобилями — будущее. Одна беда: «голубое топливо» дорожает вслед за бензином.

источник

 

Subscribe

  • 35 минут для политеса и на выход.

    Инна Богословская , народный депутат Украины, сетует по поводу визита Пети в европейские кущи. А было следующее, если коротко, построили по стойке…

  • Милости просим в нашу хату

    США могут рассмотреть возможность постоянного военного присутствия на одном из украинских учебных полигонов. Об этом заявил бывший заместитель…

  • 23 февраля

    На Украине снова идут баталии по поводу 23 февраля, бывшего дня защитника отечества, а при СССР - дня советской армии. Несмотря на декоммунизацию,…

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments