antidotru (antidotru) wrote,
antidotru
antidotru

Деградации системы

Экспертная группа «Единой России» подготовила для правительства России доклад о возможных сценариях развития федерализма и межбюджетных отношений в стране. Один из вариантов предполагает немедленную демократизацию политических институтов страны, в том числе восстановление выборности губернаторов и свободы СМИ. Политологи указывают на повторение в новом докладе ошибок «Стратегии-2010» Германа Грефа, но находят и плюсы.

 

Совместное заседание Центра социально-консервативной политики «Единой России» и Института регионов, прошедшее в четверг, 24 марта, было посвящено вопросу «Что мешает развитию российских регионов?». Основой для обсуждений стал доклад экспертной группы, в котором предлагается срез сценариев развития федерализма и межбюджетных отношений. Документ уже находится на рассмотрении первого вице-премьера Игоря Шувалова и в скором времени будет обсуждаться на заседании Правительства РФ.

Заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов, открывая обсуждение, обратил внимание на то, что документ подготовлен по поручению премьер-министра Владимира Путина.

Эксперты, проанализировав доклад, нашли в нем достаточно положительных моментов. Первый из них, что «Стратегия» вообще существует, «это лучше, чем никакой». В плюсы записали также и то, что по сценариям «Стратегии-2020» Россия пытается выйти на высокотехнологическую структуру экономики, уйти от зацикливания на сырьевом секторе. Но многие пункты вызывают вопросы, а также, замечают политологи, в доклад заложены принципы «зеленой собаки», которые использованы, чтобы притянуть на себя внимание и отвлечь глаза от других пунктов.

Отчеты ведут к недочетам

В самом начале доклада по «Стратегии-2020» подготовившие его эксперты отметили следующее: «на настоящий момент региональные и местные власти практически полностью встроены во властную вертикаль как экономически, так и политически».

К тому же «на практике вместо проведения единой взаимосвязанной федеральной политики субнацинальные власти загружены огромным объемом отчетности, отвлекающей от содержательной работы; не могут выбирать не только цели, но и средства их достижения в условиях мелочного регулирования и контроля, а иногда и силового прессинга».

«Они испытывают на себе противоречивые требования различных ведомственных, в т.ч. контрольных, структур, часто имеющие мало общего с действительностью».

Основное противоречие федеральной политики в отношении региональных и муниципальных властей состоит в следующем: с одной стороны, требуется повышение результативности деятельности, рост эффективности бюджетных расходов; с другой стороны— сохранение социальной стабильности любой ценой, максимальное удовлетворение запросов населения, в т.ч. и популистских.

Признаки кризиса системы

В целом эксперты констатировали, что кризис данной системы зашел достаточно далеко. Они выделили ряд основных проблем, «которые будут препятствовать восстановлению реального федерализма и местного самоуправления. В их числе можно отметить следующее: — Дезорганизация институциональных механизмов функционирования общества, в том числе судебной власти, разрушение складывавшихся и отсутствие новых „правил игры“» во власти, бизнесе, обществе в целом. — Слабое развитие гражданского общества и общественных институтов, — Сохранение достаточно динамичных сдвигов в структуре расселения: — Деградация элит и неструктурированность общества вокруг позитивных программ в условиях роста протестных настроений и отсутствия возможностей реального выражения мнения населения в рамках существующей институциональной системы.

Прямые выборы и реальная свобода СМИ спасут систему
В этих условиях, отмечают эксперты, «совершенствование отдельных инструментов федеративных отношений, в том числе межбюджетных, само по себе вряд ли сможет существенно улучшить ситуацию».
Первичным должен быть выбор тех политических механизмов, в рамках которых будет происходить восстановление реального федерализма и местного самоуправления.
С этой точки зрения эксперты предложили рассмотреть следующие возможные сценарии:
1) сохранение статус-кво;
2) дальнейшее усиление централизации в политической и экономической сфере;
3) первоочередная активизация процессов демократизации, в т.ч. немедленный возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов;
4) административная децентрализация и восстановление «правил игры» с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти;
5) развитие общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и демократизации.

Далее эксперты подробно расписывают выдвигаемые ими сценарии. Так, например, один из них— сценарий немедленной реальной демократизации— предполагает, что «в политической сфере:
• восстанавливаются выборы губернаторов;
• на муниципальном уровне отменяется требование пропорциональной избирательной системы, поддерживается возврат к прямым выборам главы муниципального образования;
• создаются условия для реальной многопартийности, снимаются барьеры для осуществления волеизъявления населения, для обеспечения политического плюрализма в органах власти всех уровней;
• восстанавливается реальная свобода средств массовой информации».

Лучше, чем ничего

Политологи, а тем более депутаты, уже приняли доклад к изучению.
При всех недостатках этого доклада, очень хорошо, что он вообще появился, — считает политолог и депутат от «Единой России» Сергей Марков. — Потому что иметь целостную, не вполне верную стратегию всегда лучше, чем не иметь вообще никакой стратегии.

«По своей сути, по содержанию стратегия эта повторяет „Стратегию-2010“ Германа Грефа, разработанную им в 1999 году, — рассуждает Марков. — Она пытается дать ответы на несколько задач, стоящих перед государством. Она весьма неплохая, так как является попыткой системной политики с учетом российского и мирового положительного и негативного опыта».

Обольщаться, впрочем, не стоит, отмечает Марков— минусов у стратегии предостаточно.
Отрицательная ее черта заключается в доминировании одной научной идеологической школы— монетаризма. И довольно узкий взгляд, альтернативные экономические школы, существующие в России, там практически не представлены, — пояснил Марков. — Еще одна ошибка стратегии— чисто политико-экономический подход, хотя весь мировой опыт говорит, что для успешности страны реформы должны быть социально-экономическими. Подобная ошибка была еще в программе Грефа, сугубо экономической, ее попытались исправить, добавив к экономическим политические реформы, хотя точнее было бы обратить внимание на социальные.

Плюсы централизации

«Плюсы программы заключаются в том, что она пытается решить злободневные для посткризисной России задачи по выходу на более современную, высокотехнологическую структуру экономики, без зацикливания на сырьевом секторе», — продолжил Марков.

«Что касается усиления демократизации, о котором говорится в программе, в частности, выборности губернаторов, то это применение „принципа зеленой собаки“в чистом виде, — сравнивает эксперт. — Это такой специальный ход, чтобы отвести глаза от других пунктов— выборность глав регионов будет отклонена, но все остальное как бы не заметят и оставят».

В стратегии рассматривается вариант усиления централизации в политической и экономической сферах, однако авторы доклада тут же предупреждают о возможной деградации системы вследствие этого. Марков не склонен драматизировать ситуацию настолько, приводя примеры других государства с высоким уровнем централизации.

«Это, к примеру, Китай и Белоруссия, — заявил политолог. — По данным ООН, Белоруссия— самая экологически чистая страна по постсоветском пространстве, а Китай развивается неподвластными нам пока темпами. И эти государства централизованы, показывая при этом внушительный успех. Дело в том, что доклад этот составляли не столько экономисты, сколько либеральные политики. Некий коллективный Егор Гайдар, который всегда боролся против социализма в экономике. И наш „коллективный Гайдар“ прописал это, как самый опасный и плохой путь, хотя реальной угрозы деградации нет, так как нет для этого политических условий».

Вардан Оганджанян, Светлана Макунина.

источник

 

Tags: деградации системы
Subscribe

  • Дожили. дорулили.

    Министр финансов Алексей Кудрин признал, что к бензиновому кризису в регионах привело искусственное регулирование внутренних цен на ГСМ. Нефтяники…

  • Украинского блохера накрыло

    Украинский блогер и политолог Кирилл Сазонов на фоне весеннего обострения и ситуации с наращиванием войск России на границе опубликовал на эту тему…

  • Не нужен мне берег турецкий

    «Вы слышали, россияне сказали, что будут ограничивать туристов, туризм из Российской Федерации в Турцию. Это их личные дела. А я думаю, что нам надо,…

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments